Поездка на Святую Землю.

  • Размер шрифта
  • A+ A-

                           

С 26 октября по 2 ноября состоялась приходская поездка на Святую Землю. Как непосредственный участник этого события, я хочу поделиться своими впечатлениями и мыслями.

Недаром Антонин Капустин назвал это место «пятым Евангелием», и часть моей души навсегда останется там. Я думаю, под этими словами подпишется каждый участник нашей дружной группы. Хочется отдельно сказать о тех людях, с которыми мне посчастливилось разделить эту радость — посещение Святой Земли. Кого-то из них я знала по работе в храме, различным мероприятиям, а с кем-то познакомилась впервые. Эта поездка навсегда связала нас почти родственными узами. То ли это место раскрывает всё лучшее, что есть в человеке, но такой теплоты, заботы, внимания, взаимопомощи я давно не ощущала. Поразительно, что с кем-то мы живём в соседних домах и даже можем помахать друг другу рукой из окна, три года ходим в один храм, но лишь эта поездка познакомила нас, раскрыла и подарила друг другу настоящую близость общения. Наверное, и в этом есть промысел Божий. Отец Алексий говорит, что храм — это место встречи человека с Богом и человека с человеком.

Мне хочется рассказать о Святой Земле не с точки зрения истории, хронологии событий, перечисления всех мест и святынь, где мы были. Мне хочется обратить внимание на то, как много может сделать один человек во славу Божию. В своём рассказе я остановлюсь на трёх подвижниках, некоторым из которых мы обязаны чудесами из нашей приходской жизни. Это архимандрит Антонин Капустин, великая княгиня Елизавета Фёдоровна и отец Харитон — настоящий «хранитель» Первого храма на земле — Фаранской Лавры.

Впервые попав на Святую Землю, ты понимаешь, как многим мы, паломники, обязаны одному человеку, основателю Русской Палестины — Антонину Капустину. Благодаря его твёрдости, настойчивости и уму Православная Русь стала твердою ногой у Святого Гроба. В 1865 году архимандрит Антонин был командирован в Иерусалим и более 25 лет возглавлял Русскую Духовную Миссию. Он оказывал множество услуг пребывающим из России паломникам и все свои знания, силы, а также поступающие пожертвования направлял на приобретение православных святынь в собственность Российской империи. Не имея никаких собственных средств, умело обходя местное законодательство, и, предварительно проводя археологические изыскания, за незначительный период времени ему удалось законно оформить в собственность 13 земельных участков, общей стоимостью около миллиона рублей золотом.

В 1869 году при содействии о. Антонина был приобретён Мамврийский дуб и близлежащие земли, и уже вскоре духовенством была совершена первая Божественная Литургия на месте явления Святой Троицы Аврааму.

В 1970 году о. Антонин сумел приобрести самое большое владение для Российской Империи на Святой Земле в Эйн Кареме. Сюда из Назарета Пречистая Дева направилась к Своей сроднице Елисавете после бывшего Ей благовестия. Почитание Эйн Карема, как дома праведных Захарии и Елисаветы и места рождения св. Иоанна Крестителя, установилось в ранний христианский период. Здесь, на участке в 70 га была основана обитель для русских паломниц, желавших остаться жить на Святой Земле — Горненский монастырь. Поступающие в общину сёстры должны были самостоятельно построить себе домик-келью, посадить вокруг миндальные и кипарисовые деревья, разбить цветник. Этот порядок придал новому русскому монастырю особую неповторимость. Первый храм, освященный во имя иконы Казанской Божией Матери, был построен недалеко от дома прав. Захарии, место которого было известно ещё в византийский период. Архимандрит Антонин был автором проекта церкви, он же написал образ Спасителя в терновом венце для иконостаса и он же составил текст службы празднику Целования — встречи Пресвятой Богородицы с прав. Елисаветой в Горней. Уже в наше время был достроен величественный собор, освящённый во имя Всех Русских Святых. Здесь организована паломническая служба, действует гостиница, начинания о. Антонина достойно продолжаются. Незабываемые впечатления оставило это место. Удивительное сочетание архитектуры, зелени, цветов, синевы неба и разливающейся в самом воздухе благодати. Как не хотелось уезжать отсюда, если бы мне предложили остаться, я бы согласилась не раздумывая.

В 1873 году в Иерихоне, самом древнем городе мира, о. Антонином был приобретён участок на месте дома праведного Закхея. Здесь в 1880 г. на основании древнего византийского храма была построена домовая церковь, освященная во имя Иоанна Крестителя. Надо сказать, что каменное здание русского подворья было первым европейским строением в Иерихоне. Монахини оказали нам здесь самый тёплый приём — напоили чаем, угостили выпечкой. Прекрасный сад порадовал нас обилием экзотических плодов.

В 1886 году о. Антонином было приобретено имение около Яффы по дороге в Иерусалим, здесь, по преданию, находится усыпальница праведной Тавифы, некогда воскрешенной апостолом Петром. Недалеко от этого места в 1888 г. в присутствии великих князей Сергея и Павла Александровичей был заложен храм в  честь праздника Поклонения Веригам св. апостола Петра. Красивейший храм рядом с побережьем Средиземного моря, за неимением времени мы смогли увидеть его только снаружи.

В 1883 году под руководством о. Антонина были произведены раскопки около Храма Гроба Господня, на приобретенном консульством участке. Самая важная находка — остаток стены древнего Иерусалима с Порогом Судных Врат. Именно через эти ближайшие к Голгофе ворота был выведен на Крестные страдания Господь наш Иисус Христос. Переступив порог и оказавшись уже вне города, любой осуждённый терял право на помилование, из-за чего ворота назывались Судными. Сразу за порогом на Голгофском камне, приобретенном русскими у греков, установлено Распятие. Здесь же возведён храм св. блгв. вел. кн. Александра Невского, а всё русское подворье называется Александровским.

На вершине Елеонской горы находится участок, почитаемый как место, откуда Матерь Божия увидела Вознесение на небо Своего Сына. Архимандрит Антонин смог приобрести эту землю ещё в 1870 году и основать здесь русский Спасо-Вознесенский монастырь. Предварительно он проводил кропотливые археологические изыскания. Он скупал маслину за маслиной, пока не натолкнулся на основание древнего храма, где возвел церковь, в 1886 году освященную во имя Спасителя. Рядом с ней построена самая высокая в Иерусалиме колокольня (64м) — «Русская свеча». На этой колокольне установлен колокол весом 5 тонн, привезенный из России и поднятый паломниками, две трети из которых были женщины. Архимандрит Антонин Капустин скончался в 1894 году, он завещал похоронить его в любимой им церкви, могила его устроена слева от алтаря. Неоценим вклад этого человека в обретение нами неба на земле.

В 1881 году великие князья Сергей и Павел Александровичи по совету руководителя РДМ о. Антонина Капустина приобрели участок земли в Гефсимании для постройки церкви в память их недавно умершей матери, императрицы Марии Александровны. Храм строился на деньги царской семьи. В 1888 году он был освящен во имя св. равноап. Марии Магдалины. На этом событии присутствовали великие князья и великая княгиня Елизавета Фёдоровна, супруга Сергея Александровича. Пораженная красотой храма она произнесла: «Как я хотела бы быть похороненной здесь». Её словам суждено было сбыться…

Елизавета Александра Луиза Алиса, дочь герцога Гессен-Дармштадского Людвига IV, внучка английской королевы Виктории, старшая сестра будущей императрицы Александры Федоровны, как немецкая принцесса, была с детства воспитана в протестантской вере. В 1884 году, выйдя замуж за великого князя Сергея Александровича, она в совершенстве выучила русский язык и всем сердцем полюбила новую родину, а в 1891 году, после нескольких лет размышлений, она приняла православие. В своём письме к отцу Людвигу IV она испрашивала у него благословения на сей поступок:

«Я всё время думала и читала и молилась Богу — указать мне правильный путь — и пришла к заключению, что только в этой религии я могу найти настоящую и сильную веру в Бога, которую человек должен иметь, чтобы быть хорошим христианином… Я решилась на этот шаг только по глубокой вере и что я чувствую, что пред Богом я должна предстать с чистым и верующим сердцем… религия «найдена». Я так сильно желаю на Пасху причаститься Св. Тайн вместе с мужем». Отец не благословил дочь менять веру, но она уже не могла изменить решения и через таинство Миропомазания стала православной.

Елизавета Фёдоровна очень много занималась благотворительностью: посещала больницы, тюрьмы, детские приюты. Возглавила комитет Красного Креста.

В феврале 1905 года её супруг Сергей Александрович, Московский генерал-губернатор, был убит террористом Иваном Каляевым. Елизавета Фёдоровна первой прибыла на место трагедии и своими руками собирала останки тела мужа, разбросанные взрывом бомбы. На третий день после гибели великого князя она приехала в тюрьму к убийце с прощением от имени своего супруга. Она оставила ему Евангелие и икону, и подала прошение о его помиловании на имя государя.

После гибели мужа Елизавета Фёдоровна решила отдать все свои силы служению Христу и ближним. Она стала вести почти монашеский образ жизни. Её дом стал похож на келью, она не снимала траур, не посещала светских мероприятий, молилась в храме, соблюдая строгий пост. На деньги, вырученные от продажи драгоценностей, она приобрела на Большой Ордынке участок земли и в 1909 году открыла там Марфо-Мариинскую обитель, назвав её в честь святых жён-мироносиц Марфы и Марии. На участке расположились два храма, больница, амбулатория, аптека с бесплатными лекарствами для бедных, бесплатная столовая, детский приют и школа. Через год Елизавету Федоровну возвели в сан настоятельницы. Она без сожаления простились со светской жизнью, сказав сёстрам обители: «Я оставляю блестящий мир, но вместе со всеми вами восхожу в более высокий мир — в мир бедных и страдающих». Она вела подвижническую жизнь, спала на жёсткой кровати, ещё до рассвета вставала на молитву, работала до позднего вечера: распределяла послушания, присутствовала на операциях в клинике, вела административные дела. Вместе с келейницей Варварой Елизавета Фёдоровна обходила самые беднейшие кварталы, часто посещала Хитров рынок — самое трущобное место тогдашней Москвы, находила и вызволяла малолетних детей, передавая их в приюты.

Во время первой мировой войны великая княгиня активно поддерживала фронт: помогала формировать санитарные поезда, отправляла солдатам лекарства и походные церкви.

В 1915 году при её участии была организована мастерская по сборке протезов, а в 1916 была начата работа по строительству первого в России протезного завода, работающего до сих пор.

После прихода к власти большевиков Елизавета Фёдоровна отказалась покинуть Россию, продолжая заниматься работой в обители. 7 мая 1918 года, в день празднования Иверской иконы Божией Матери обитель посетил патриарх Тихон, отслужив Божественную Литургию. Сразу после его отъезда великую княгиню арестовали и вместе с келейницей Варварой и другими членами царской семьи привезли в Алапаевск. Елизавета Фёдоровна не теряла присутствия духа, в письмах наставляла сестёр обители, завещая им хранить любовь к Богу и ближнему.
18 июля заключённых отвезли на заброшенный рудник, избили прикладами винтовок и сбросили в шахту. Во время казни великая княгиня крестилась и громко молилась: «Господи, прости им, не знают, что делают!» Сохранились свидетельства, что проходящие мимо люди слышали доносящуюся из шахты Херувимскую песнь. Через несколько месяцев тела погибших мучеников достали солдаты армии Колчака, занявшие Екатеринбург. У вел. княгини Елизаветы, Варвары, вел. князя Иоанна пальцы были сложены для крестного знамения, а голова Иоанна была перевязана апостольником Елизаветы. Останки погибших были отпеты. Тела великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары сначала переправили в Китай, а затем в 1921 году в Иерусалим. Там они обрели покой в усыпальнице храма святой равноапостольного Марии Магдалины в Гефсимании, тем самым было исполнено её пожелание, высказанное при освящение храма. После прославления мучениц в лике святых в 1981 году, частично нетленные и благоухающие мощи были подняты наверх, в церковь, и поставлены справа и слева от иконостаса. Наша группа имела возможность поклониться мощам инокини Варвары и преподобномученицы Елисаветы при посещении монастыря. Хочется сказать, что в нашем храме есть икона св. Елисаветы с частицей мощей. А её детище – Марфо-Мариинская обитель в 1992 году была возвращена Русской Православной Церкви и сейчас живёт по уставу, созданному Елизаветой Федоровной.

В своём рассказе я хочу остановиться ещё на одном месте и на одном человеке, вернее двух, носящих одно имя. Это Фаранская Лавра — первый храм на земле, его основатель, монах и исповедник Харитон и его нынешний хранитель — тоже монах отец Харитон. Рассказ нашего гида Ивана уже подготовил нас к чему-то необычному, но вряд ли кто-либо из нашей группы ожидал увидеть подобное — перед нами расстилался грандиозный и величественный горный ландшафт, сама вечность почивала на этих скалах. Лавра поразила нас не только торжественностью, суровостью и аскетизмом пейзажа, но и самим «хранителем» этого места — монахом Харитоном. Строгий, но справедливый, назидающий, но сочувствующий — он оставил в нас неизгладимый след. Я думаю, что в его духовных наставления каждый из нас услышал то, что ему было важно и нужно. А евангельские слова, сказанные при расставании, прозвучали как будто из уст самого Спасителя: «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и… всё приложится вам»…

Немного истории… В 330-х гг. Харитон Исповедник, совершивший паломничество из Иконии в Иерусалим, обустроил в бывшем разбойничьем убежище на отвесном склоне ущелья пещерный храм, вокруг которого со временем собрались многие подвижники. Так возникла первая в Палестине лавра, но уже к XV веку она опустела. В 1903 году её начали восстанавливать монахи русского Афонского монастыря. В 1960 году израильская артиллерия всё разрушила. В конце 1980-х годов Духовная Миссия Русской Зарубежной Церкви приступила к возрождению обители. Заботами монаха Харитона восстановлена древняя пещерная церковь прп. Харитона, выстроен храм св. Николая Чудотворца с уникальными иконами. На месте крипты византийского храма расчищена усыпальница основателя Фаранской Лавры прп. Харитона Исповедника. Меня поразили окружающая чистота и порядок. Сам древний храм находится в скале и последние метра три пути пришлось преодолевать по вертикальной железной лестнице, схожей со стремянкой. Но впереди нас ждала литургия в первом храме на земле и не без доли страха вся наша группа в 31 человек преодолела последнее препятствие.

Это была самая проникновенная, самая счастливая литургия в моей жизни. Наша молитва была поистине соборной, вместе с отцом Алексием служили украинские священники. И когда архимандрит Никодим во время молитвы за Украину стал в алтаре на колени, мы все, и русские, и украинцы, последовали его примеру. Мы молились и за нашу страну, и за родных и близких, за тех, кто просил помянуть их, за всех наших болящих и сугубо о помощи в строительстве нашего храма. Как тут не вспомнить слова Спасителя: «Просите, и дано будет вам». Только мы отъехали от лавры, отцу Алексию пришло сообщение о перечислении средств на строительство храма, значительно превышающих все наши ожидания…

Вот и всё, чем мне хотелось поделиться. У каждого из нас есть талант и, обращенный во Славу Божию, он непременно раскроется и преумножится…

Наталия Стрелкова

 

Комментарий