13.07.2015

Многие художники обращаются в мастерскую и желают получить работу иконописца. Присылают портфолио своих работ, как правило, это портреты людей, написанные маслом. «Мы можем скопировать любую икону» — говорят они.

Но скопировать икону неподготовленному человеку невозможно. Попробуем объяснить, почему мы так считаем.

Картина представляет собой художественный образ, созданный творческой фантазией художника, который является своеобразной формой передачи собственного мироощущения.

Икона – это откровение Божие, высказанное языком линий и красок. Откровение, которое дано и всей Церкви, и отдельному человеку. Мировоззрение иконописца соотносится с мировоззрением Церкви. Икона – вне времени, вне господствующих вкусов, вне политики, строя и нравов, она – символ инобытия в нашем мире. Ориентир и напоминание людям о том, что есть что-то выше земных проблем и катаклизмов.

Для написания канонической иконы (а другие мы не признаём), нужны пигменты, они очень недёшевы, так как часть из них являются драгоценными и полудрагоценными камнями – лазурит (голубой), диоптаз, малахит, и прочие. Их, как правило, покупают у геологов, которые в свою очередь едут за ними в горы и ищут месторождения, привозят, измельчают и потом уже продают иконописцам. Для примера, 100 г. киновари стоит 1500 р.

Если серьёзно не заниматься иконописью, лучше и не начинать. Материалы не окупятся и за полгода работы, а тем более за пару икон.

Например, один курант стоит 1500 р., а без него – никак. Краски творятся на яйце, путем растирания пигмента со связующим, для этого используется хрустальный курант. Также для написания иконы яичной темперой не обойтись без хороших кистей ручной вязки. Их делают на заказ, и стоимость на порядок выше заводских, т.к. они вручную подбираются волосок к волоску и изготавливаются только из натуральных материалов. Цена одной хорошей кисти небольшого размера — 500р. На первое время десяти кистей хватит, но заводские, дешёвые кисти теряют волоски в живописном слое иконы. Достать их возможно лишь после высыхания слоя, тонкой иголкой, которая, так или иначе, оставит свой след.

Помимо этого нужны самые разнообразные расходные материалы: лак копаловый – (после кризиса — нет в продаже), шеллак, олифа (3000 р. за 3-х литровую банку), не говоря уже о шкурке, марле, меле и прочем.

Золочение – это вовсе отдельная тема. Золотарная подушка, нож, агатовый зубок, лампензель (он же лапка) — специальная кисть из волоса беличьего хвоста. Весь набор может иметь стоимость 10000 р. Сусальное золото кладётся на полимент (цена – 700 р. за баночку), книжка золота сусального (5800 р. оптом).

Не будем забывать, что сами иконные доски мы изготовить самостоятельно не в силах. Для этого нужна столярная мастерская со всеми атрибутами, а посему иконные доски мы покупаем. Самые надёжные доски делаются в одном из московских монастырей, качество проверено временем.

Изготавливаются доски из грамотно высушенной древесины и склеиваются костным клеем, мездровым либо осетровым, а не ПВА, который «рвёт» древесину со временем. Стоимость доски, например, 25×52 см для мерной иконы – 2600 р.

Масло и темпера — абсолютно разные техники и сходу освоить мастерство, которому обучаются не менее 5-ти лет, невозможно.

Немаловажен и духовный аспект иконописного мастерства — церковным искусством должен заниматься верующий человек, причем, разбирающийся в православном вероучении, читавший Библию и другую религиозную и искусствоведческую литературу.

Иконописец понимает суть православной святости и творит в рамках канона.

Человек должен ориентироваться в этом, а не просто в поисковике набрать название иконы — и вот тебе картинка, распечатай и копируй. За годы, у профессионального иконописца складывается целая библиотека альбомов и книг, в том числе иконописных подлинников. Все же иконопись — это искусство, оно требует основательного, серьезного подхода, глубины понимания.

Послойное нанесение яичной темперы требует навыка. Иконописцы наносят на лики не менее 200 слоёв лессировки, на одежды приблизительно 100 слоёв. Стоимость иконы несоизмерима мала, по сравнению с этим колоссальным трудом.

Вот поэтому иконописцы — это, как правило, можно сказать, фанаты своего дела и даже патриоты. Они знают, всю историю возникновения иконописи и канонов, а так же причины, по которым иконы должны выглядеть именно так, а не иначе, а образцы берутся исключительно не позже XVI века.

Не менее 5 лет мы учимся, изучая богословие, искусство Византии, Руси, цветоведение, палеографию, древние орнаменты, начиная с шумеро-аккадских. Мы ходим в музеи, где наглядно изучаем образцы древней иконописи, проникаемся этими удивительными святынями, познаём традиции, культуру и духовные законы.

В течение всех учебных лет мы трудимся в мастерской вуза, с благоговением и робостью приступая к своей первой иконе, которая пишется на изготовленной своими руками «таблетке». Мы бережём и продолжаем традиции древней Руси и Византии.

Иконописный стилизованный образный язык был специально создан для молитвы. На иконе, написанной по канону, святой изображается в преображенном теле, уже достигнувшим венца славы. А изображение реальной телесности, которое было модно и популярно со времен Петра I, не несет в себе этой важной смысловой и идейной нагрузки.

Иконописный язык более лаконичный, духовный, лишённый телесных эмоций.

Житийная икона святой Екатерины. XIII век.

Житийная икона святой Екатерины. XIII век.

У художника, пишущего портретную икону, ограничены возможности в изображении духовного мира в реалистичном портрете человека. Любой образ в живописной манере несет в себе чувства, эмоции. А такое чувство, как любовь к Богу невозможно изобразить. Это будет или грусть, или порыв, или задумчивость, или некое возвышенное выражение лица, либо умилительное, часто наивное.

Боровиковский В.Л. Святая Екатерина (икона, написанная для Казанского собора в Петербурге)(Государственный Русский музей)

Боровиковский В.Л. Святая Екатерина (икона, написанная для Казанского собора в Петербурге) (Государственный Русский музей)

Иконы таких мастеров, как Андрей Рублев, Даниил Чёрный, Дионисий, Феофан Грек, Мануил Евгеник и других — глубоки, наполнены именно тем знанием духовного опыта, которое часто отсутствует у художников — не иконописцев.

Со всем уважением к классическим художникам — мы не можем взять вас на работу, по причине отсутствия у вас выше перечисленных знаний и навыков. Если вы готовы изменить свою жизнь, пройдя весь путь от художника до иконописца, вы можете получить специальное образование. По всей России существует множество заведений, обучающих иконописному мастерству: школ, училищ, институтов и университетов.

Желаем всем творческой реализации и плодотворной деятельности в области искусства, будь то живопись или иконопись.

Карамышева Виктория

Соболева Наталья.

Взято: http://onlyicons.ru/portfolio/all/